В ПОИСКАХ СОКРАТА: ПО ПУТИ КСЕНОФОНТА
Алымова Е.В., Караваева С.В.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 4-1. С. 13-21.
Сократ - философ par excellence. Так его трактует традиция. Спорить с ней мы не будем, но рассмотрим эту загадочную фигуру в контексте, который редко удостаивается внимания в историко-философской перспективе - в контексте сократических сочинений Ксенофонта. И дело не в поиске «исторического» Сократа - такое предприятие изначально обречено на неудачу. Сократ, который благодаря усилиям историков философии, особенно в XIX в., сделался одной из ключевых фигур европейской мысли, в качестве таковой требовал и однозначного толкования. В итоге - произошла подмена: «историческим» Сократом оказался платоновский Сократ, который по сути ни что иное, как одна из масок самого Платона. В этой связи нам кажется весьма интригующим рассмотреть «литературных» Сократов, вывести на сцену разных, по меньшей мере, трех «классических» Сократов, дать им возможность вступить в диалог друг с другом. Нам бы хотелось в перспективе так сформулированной темы доклада представить ксенофонтового Сократа, игнорируя при этом привычную его оценку как недалекого, точнее - далекого от философии резонера, чьи мысли - не более чем демонстрация здравого смысла и, как таковые, искушенному читателю, знакомому с платоновским Сократом, кажутся банальными и скучными. Ксенофонт-сократик всегда пребывал в тени самого главного из учеников Сократа - Платона. Однако именно его Диоген Лаэртский выделяет наряду с Платоном и Антисфеном из когорты учеников и последователей Сократа, называя «главнейшим» сократиком [DL 2.47.2]. Сократические сочинения Ксенофонта, написанные им в последнее десятилетие жизни, бесспорно, были своеобразным ответом как Платону, так и другим сократикам, ответом, очевидно, полемическим. Какую цель преследовал Ксенофонт, когда брался представлять своего Сократа? На этот вопрос мы и попытаемся ответить, рассматривая основные «сократические» тексты («Воспоминания о Сократе», «Пир») и темы, в них представленные. Ответ на этот вопрос требует непредвзятого подхода к текстам Ксенофонта, в которых читателю явлен другой Сократ.