Платонов Р.С. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ЭТИКИ ДОБРОДЕТЕЛИ: РЕАКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТИКИ АРИСТОТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Платонов Р.С. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ЭТИКИ ДОБРОДЕТЕЛИ: РЕАКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТИКИ АРИСТОТЕЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКАЧеловек. 2023. Т. 34. № 6. С. 28-47.
В статье рассматривается специфика этики добродетели как антропологического поворота в моральной философии ХХ века основанного на идеях этики Аристотеля. Цель статьи - показать, что характер заимствования этих идей определил направление тематического развития этики добродетели в концептуализации моральной оценки человеческой деятельности, но также стал причиной главного концептуального затруднения - проблематизации природы человека, - которое так и не было преодолено. Для этого проводится аналитический обзор основных работ наиболее значимых представителей этики добродетели, систематизируются проводимые в них отсылки к философии Аристотеля. Показывается, что обращение к философии Аристотеля в первую очередь происходит при разработке способа определения морального содержания действия в конкретной ситуации, где применение универсального правила должно быть дополнено множеством условий данной ситуации, а также при попытках вернуть мотив и личностные качества человека в описание таких условий. Последнее также влечет за собой концептуализацию личностных качеств как морального состояния человека, соотнесенного с его развитием (возможном - по природе, и реальном - во взаимодействии с другими людьми). Делается вывод, что обращение этики добродетели к идеям Аристотеля в целом оказалось фрагментарным, лишенным глубокого анализа его философии, в результате чего так и не была решена задача концептуализации человеческой природы, которая позволила бы прийти к моральным оценкам поступка без их редукции к расчетам последствий, а так же без обращения к трансцендентальному законодателю или абстракции долга. Наработки этики добродетели показывают: 1) нельзя выборочно вернуть в моральную философию отдельные концепции из прошлого, а необходимо комплексное описание феномена морали в деятельности человека, 2) возвращение старых концепции влечет за собой и возвращение проблем прежних моральных теорий (в случае с добродетелью это проблема совершения выбора и формирование нрава).